НЕЗЫГАРЬ – > 180
orig date 2023-07-13 11:00:44
14:00 13-07-2023
Forwarded from Региональная политика
При этом распределение регионов с высокой и низкой безработицей почти не меняется уже много лет. Абсолютным лидером остается Ингушетия с безработицей на критическом уровне 27,6%. С огромным отставанием за ней следуют другие проблемные республики Кавказа, где безработица превышает 10%, – Дагестан, Чечня и Северная Осетия. Более 9% безработица составляет в Кабардино-Балкарии и самой проблемной с этой точки зрения сибирской республике – на Алтае. Республика Тыва теперь отстала от Алтая с безработицей более 7%. Наконец, напряженная ситуация (безработица свыше 6%) характеризует еще ряд республик (Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Бурятия), Забайкальский край и Ненецкий АО. Кавказ уже стабильно лидирует среди проблемных макрорегионов, к нему столь же стабильно примыкают сибирские республики и Забайкалье.
Минимальными показателями безработицы отличаются Санкт-Петербург и Ямало-Ненецкий АО (1,6%). Менее 2% безработных в Ханты-Мансийском АО и Хабаровском крае, а ровно 2% – в Москве, Владимирской области и на Камчатке. В основном это экономически благополучные регионы, к которым примыкают регионы, где происходит что-то специфическое с подсчетом показателя.
Но еще интереснее посмотреть на динамику безработицы, сравнивая январь-март этого и прошлого года, то есть две принципиально разные ситуации. За этот период безработица в стране сократилась с 4,2% до 3,5%. Тем интереснее 8 регионов, которые вопреки всему показали рост безработицы. Лидером стала Рязанская область (рост на 0,86 п.п.), за которой последовала Ленинградская область (на 0,44 п.п.). Оба региона не являются проблемными с точки зрения безработицы, но тенденция настораживает и сильно расходится с общероссийской. Небольшим ростом безработицы отличились еще три региона Северо-Запада – Санкт-Петербург, Архангельская и Вологодская области. Вырос показатель и в Кузбассе. Негативно развивались процессы в Ингушетии и Республике Алтай, которые и без того отличаются высокой безработицей.
Напротив, лидером по спаду безработицы (более 4 п.п.) оказалась проблемная Тува, где нагрузка на рынок труда заметно упала, в т.ч. в условиях активного участия тувинцев в СВО. Сокращение более чем на 3 п.п. произошло в Карачаево-Черкесии и Адыгее. Более 2 п.п. спад составил в Крыму, Северной Осетии, Забайкальском крае, Омской и Томской областях. Как видно, сразу несколько регионов с высокой безработицей сумели ее сократить.
В целом региональные тренды безработицы выглядят очень индивидуальными. Их нельзя однозначно объяснить ни массовой эмиграцией, ни участием в СВО. Многое зависит от политики местных властей и предприятий, не исключены и манипуляции со статистикой, поскольку задачи снижения безработицы поставлены, и в Кремле отслеживают статистику. Тренд по стране остается положительным, но восторга не вызывает, учитывая дефицит многих специальностей и вынужденное снижение требований к качеству рабочей силы.
Региональная политика – Telegram
Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы в регионах России за март-май 2023 г. Анализ – в прилагаемом материале.