Захар Прилепин – > 59
orig date 2023-07-26 09:54:13
13:00 26-07-2023
"Что для нас Африка? Нечто далекое и экзотическое, даже несмотря на то, что одна из африканских стран – Египет – давно стала недорогой всероссийской здравницей.
«Далеко, далеко, на озере Чад изысканный бродит жираф». Все помнят эти строки Николая Гумилёва, однако ещё раньше русский человек узнаёт про Африку из сказок Корнея Чуковского. «Мы живем на Занзибаре, в Калахари и Сахаре, на горе Фернандо-По, где гуляет Гиппо-по по широкой Лимпопо».
Может возникнуть иллюзия, что все перечисленные места находятся где-то рядом друг с другом, что Африка – это нечто компактное и однородное. Однако две великие африканские пустыни Сахара и Калахари расположены в разных полушариях и разделены тысячами километров.
Отчасти мы недооцениваем Африку благодаря великому картографу Герарду Меркатору. Именно он придумал ту каноническую проекцию, в которой изображения растягиваются ближе к полюсам и сжимаются по мере приближения к экватору. Россия громадна, спору нет, но проекция Меркатора ей льстит. В действительности Африка, относительно скромно выглядящая на карте, по площади почти в два раза больше России, в три с лишним раза больше Китая или США.
При этом по населению (порядка полутора миллиардов человек) Африка идёт вровень с КНР и Индией. Сегодня Африка – эпицентр демографической революции. Если 50 лет назад население Африки составляло лишь 10% от населения мира, то сегодня это уже 20%, а к 2100 году, как прогнозируется, двое из пяти человек на планете будут африканцами.
За Африкой – будущее человечества, за которое стоит побороться уже сейчас. Чтобы понять, с какими партнёрами мы имеем дело в Африке, достаточно отметить, что в одной только Нигерии – небольшой по площади стране – проживает в полтора раза больше людей, чем в России. Видимо, через считанные годы сравняется с российским население Эфиопии и Демократической Республики Конго.
Уже из одного этого факта ясно, что для России проведение саммита Россия – Африка, уже второго по счету – не какое-то второстепенное мероприятие, а большой успех, ведь на целом континенте не оказалось страны, которая хотела бы нас «изолировать».
Преимущество России на этом континенте состоит главным образом в том, что она никогда не была здесь колонизатором. Африка далека, но это не главное. От Европы до большинства стран Африки тоже неблизко, однако африканскими богатствами успела поживиться даже маленькая Бельгия, а Германия, опоздавшая к колониальному разделу континента, всё равно хотя бы пару кусков попыталась выхватить.
Дело в том, что русские, похоже, органически не могут обращаться с какими-либо территориями как с колониями. Это не наша традиция. Поэтому Африку можно считать зоной, свободной от русофобии.
Верно и обратное: Россия исторически свободна от расизма. Пушкин не стеснялся говорить о своих африканских корнях. Чернокожие не были рабами в нашей стране, и Россия никогда рабами не торговала.
В советское время Африка освобождалась от западных колонизаторов при горячем и действенном сочувствии нашей страны. Как напоминает Владимир Путин, при российском участии к середине 1980-х годов в Африке было построено более 330 инфраструктурных и промышленных объектов. Стоит добавить, что многое делалось фактически безвозмездно. Десятки тысяч африканцев получили у нас высшее образование.
После развала СССР мы не очень понимали, что нам делать в Африке, хотя какое-то сотрудничество продолжалось по инерции. Когда мы говорим, что России не удалось стать частью Запада, это означает, в частности, что нам не удалось освоить практику неоколониализма – и слава Богу.
Теперь, когда Россия постепенно выходит на новый глобальный проект – построение многополярного мира, самое время вспомнить лучшее из практики советского времени. На этот раз Россия сможет действовать более прагматично, без идеологических иллюзий, но с прежней искренностью и доброжелательностью".