Старше Эдды – > 100
orig date 2023-08-14 14:19:32
17:20 14-08-2023
Forwarded from Cogito ergo sum (канал епископа Саввы)
Без сомнения стоит быть благодарными Телеграму и его разработчикам за то, что благодаря созданному ими инструменту возникло (по крайней мере в России) уникальное пространство живого слова. Здесь зародились и выросли сообщества экспертов (в лучшем смысле этого слова — когда люди знают о чём и как говорят), сообщества единомышленников, которых ранее иногда слышно не было. К примеру, когда в последние годы открылась возможность говорить о русскости, голос русских зазвучал не в последнюю очередь именно здесь, в «телеге».
Вместе с тем расширяющаяся популярность Телеграма, некоторые изменения в политике мессенджера дали и отрицательный результат. Год назад писал о том, что время вдумчивого написания текстов и чтения стало уходить, разошёлся синдром «Великой Артемиды Эфесской». Следует признать, что упомянутое время не ушло вовсе, как в иных социальных сетях. Впрочем, с сегодняшним открытием для всех пользователей функции «истории», маятник качнулся снова скорее от качества к количеству, ведь «истории» не требуют большой вдумчивости и сосредоточения.
Утрата письменного слова, утрата желания и даже способности читать длинные тексты, вдумываться в них и спорить с ними — это даже не симптом, а болезнь нынешнего времени. Эволюция Телеграма лежит в русле этой болезни.
Телеграм открыл возможность для принципиальной иной, нежели раньше скорости поставки новостей: как публичных, так и рабочих (корпоративных). И, с одной стороны, быстрый обмен информацией помогает организовать, улучшить рабочие процессы; быстрее реагировать на требующие того ситуации. С другой стороны, человек столкнулся с тем, что не может даже физически справиться с поступающим объёмом информации (отсюда «дайджесты», качество и манипулятивность которых зависит от составителя), ни, тем более, отреагировать на каждое, казалось бы, «важное» сообщение.
Как следствие человек начинает мельчить в своих реакциях, рассеиваться между мелкими задачами, утрачивает способность общего взгляда на вещи. Ожидаемая аудиторией (узкой рабочей, корпоративной или широкой публичной) скорость реакции на ту или иную новость не всегда адекватна этой новости: порой лучше выдержать паузу…
Мессенджеры открыли новые горизонты для личного общения, устранили в определённой степени расстояния между людьми. Телеграм, с его особенно удобной системой групп, ещё раздвинул эти горизонты.
Обратной стороны стало очевидное отсутствие эмпатии в общении (понимания эмоций и реакций собеседника), а также требовательная привычка к быстрому общению, когда отсутствие скорого ответа на порой самую банальную реплику является предметом для паники («почему не отвечает?») или воспринимается как оскорбление («игнор»). Ещё печальнее, что общение в чатах часто обедняет общение как таковое: обстоятельная беседа на глубокие темы, наверное, и не может быть свойственна «чатам», однако доминирование последних среди форм общения отучает от таковых бесед.
Сегодня создатель Телеграма заявил о стремлении «изменить жизнь миллиардов к лучшему, чтобы вдохновлять и возвышать людей на нашей планете».
Пожалуй, можно было бы поставить точку после слова «миллиардов». Остальное зависит уже от нас, от того как будем пользоваться этим инструментом. Как мы будем читать, мыслить, созидать, общаться. Вживую.
В любом случае некоторая гигиена в использовании мессенджера не повредит.
Cogito ergo sum (канал епископа Саввы) – Telegram
О ценности и обесценивании словаКогда-то, ещё, впрочем, не так давно, Телеграм был преимущественно сетью людей, являющихся экспертами в том или ином вопросе, колумнистов, способных писать достаточно длинные и осмысленные тексты на разные интересные темы.…