Канал специального назначения – > 120
orig date 2023-09-01 17:03:59
20:20 01-09-2023
«1 сентября 2004 года выпало на воскресенье. Этот день для меня отличался от всех предыдущих тем, что я впервые в жизни должен был принять участие в съемках передачи на одном из телеканалов. Мне предложили принять участие в съемках телепередачи об Иосифе Кобзоне. Передача посвящалась тому периоду его творческой деятельности, когда он выступал с концертными программами перед бойцами ограниченного контингента советских войск в Афганистане.
Но 1 сентября началось с сообщения на пейджер, требующего немедленного прибытия на Объект (место службы). По прибытии на Объект узнал, что в Беслане захвачена школа. Получена задача на вылет в Беслан. Понимаю, что дело серьезное.
На тот момент я командовал оперативно-боевым отделом «Вымпела», мы 22 июня 2004 года вели тяжелый бой в Назрани, и потеряли там троих ребят (майор Виктор Дудкин, подполковник Андрей Черныш и капитан Всеволод Жидков), и еще десять было ранено, поэтому численность отдела уже была меньше, плюс некоторые офицеры были в отпусках. И как раз летом к нам пришли в отдел выпускники РВВДКУ, трое лейтенантов. И вот они ходят за мной как в кино «Товарищ полковник, ну возьмите нас с собой», говорю куда ж я вас возьму, на вас приказов еще даже нет. В итоге думаю ну ладно, народа и так нет, возьму что б вещи охранять на временной базе. И уже когда пошел бой 3-го сентября, вещи никто не охранял, ребята пошли в свой первый бой и высоко проявили себя, по итогам операции все трое были награждены боевыми наградами.
С аэродрома позвонил домой и сообщил, что вылетаем в Беслан. Это уже не было секретом, по телевизору сообщение прошло. Вылетали с аэродрома Чкаловский. Смотрю на лица ребят, все сосредоточены, понимают, едут не на прогулку. Предстоит работать в здании, а это самое непредсказуемое в боевой работе. Думаю, в этот период каждый из моих ребят прокручивал в голове порядок действий при вхождении в здание. Мы все, даже я, разбиты по боевым тройкам, каждый знает свою задачу, все отработано до автоматизма на занятиях и проверено на практике.
Самолет приземлился в аэропорту Владикавказа. Оттуда автобусами нас доставили в Беслан. В Беслане мы расположились на территории техникума, метрах в 300 от школы. Места всем в учебных классах не хватило, и мой отдел расположился в коридоре на втором этаже. Отдав все необходимые распоряжения по размещению, я убыл на совещание. Оно проходило в здании администрации города на втором этаже. Штаб по освобождению заложников возглавил наш начальник Центра, генерал, Герой России. Он же проводил совещание. Все знакомые лица, со всеми в разное время приходилось участвовать в различных оперативно-боевых мероприятиях. Уточнив численный состав прибывших отделов, генерал начал совещание.
К концу первого дня мы уже четко определили основные и запасные пути выхода на исходные позиции в случае силового завершения операции. Ни заложники, ни террористы через окна не просматривались. Но бандиты прекрасно видели все подступы к школе и на любое движение с нашей стороны открывали огонь из автоматов. В конце дня мы собрались на очередное совещание, на котором доложили ситуацию на своих направлениях. Нам в свою очередь сообщили, что в школе захвачено до тысячи заложников.»