Объясняет Readovka – > 76
orig date 2023-09-10 15:47:15
После срыва зерновой сделки Реджеп Эрдоган неустанно пытается возобновить «черноморскую инициативу». Россия разорвала соглашение ввиду его очевидной невыгоды. Однако Анкара рассчитывает не мытьём, так катаньем завлечь Москву обратно в эти неласковые сети. Эрдоган ведёт переговоры на собрании «двадцатки» и даже призывает мировых лидеров выполнить требования России, но не может ни убедить других стать уступчивей, ни дать собственные исполнимые гарантии. Остаётся только пытаться навязать нужное решение.
Именно этот расчёт может лежать в основе обострения ситуации в Нагорном Карабахе. С точки зрения Турции, нажим на союзника по ОДКБ, вероятно, позволит сделать Россию уступчивее в вопросе об Украине.
Армения пишем, Сирия и Ливия в уме. Россия сохраняет интересы на Ближнем Востоке и в Африке, и в обеих этих странах представлены протурецкие группировки, напрямую поддерживаемые Анкарой. Обострение на любом из этих фронтов будет для России очень некстати. А обстановка там остаётся сложной и нервной. На этой неделе в сирийской провинции Идлиб боевики атаковали позиции правительственных сил, пришлось задействовать российскую авиацию. Растёт нестабильность и в Дейр-эз-Зоре, который является зоной интересов Ирана.
Правда, здесь Турция сталкивается с вопросом: а что делать, если нервы у Кремля окажутся достаточно крепкими? На данный момент для России нет внешнеполитического вопроса важнее, чем украинский. Давление на Карабах — это вряд ли то, чем действительно можно впечатлить Москву. Тем более что прозападный лидер Армении Никол Пашинян сам демонстративно пытается разговаривать с Россией с позиции силы. Отзыв представителя в ОДКБ, резкие высказывания, недружественные жесты — такая откровенная, но простенькая манипуляция легко может вызвать реакцию в духе «вот тебе твоя многовекторность, делай с ней что охота».
Эрдогану придётся попотеть, чтобы добиться своего по зерновой сделке и получить ту роль в переговорах, которую он декларирует.