– > 105
orig date 2023-09-21 07:35:02
10:40 21-09-2023
Forwarded from НЕЗЫГАРЬ
Многочисленные фокус-группы и количественные замеры в рамках недавно завершившегося электорального цикла во многих регионах страны показывают значительный сегмент граждан заявляющий, что политических партий, представляющих их интересы и ценности, – нет («голосовать не за кого»).
Собственно, этот слой общества часто называют аполитичным, в силу его отстраненности от общественно-политической жизни и неверия в возможность имеющихся политических партий представлять его интересы.
По разным оценкам он составляет около 60-65% граждан. Сама аполитичность как феномен общественного сознания основана не только на отсутствии нужных партий с соответствующими ценностями, но и, чаще всего, на нежелании вовлекаться в политическую жизнь в силу собственного стиля жизни и мышления. Тем не менее, отсутствие внятных выразителей общественных настроений на уровне партий исторически усиливает аполитичность.
Партии по-прежнему являются акторами, которые работают с различными проявлениями общественных настроений, однако их значительный сегмент оказывается не охваченным.
Как показывают общественные замеры наиболее неохваченными являются следующие сегменты.
1.Зеленые, транслирующие экологическую повестку. Формально такая партия есть, однако информированность о ней и ее активности в социуме минимальная. На фокус-группах многие отмечают, что парламентские партии уделяют мало внимания экологической повестке, а запрос на нее значителен, особенно в промышленно развитых городах страны.
2.Традиционалисты. Концепт «традиционные ценности» разделяется значительной частью социума и постепенно из идеологемы превращается в реальную общественную ценность, однако многие говорят о партии, выражающей религиозные ценности и сохранение традиций страны и ее коренного населения. Носителей таких настроений в социуме достаточно много, причем многие из них пассионарны в своей патриархальности и славянофильстве: все партии, как и в случае, с экологической политикой в той или иной степени затрагивают эти вопросы, но комплексного выражения позиция традиционалистов не получает.
3.Партия регионов. Практически на всех фокус-группах в регионах звучит тезис о том, что все ресурсы уходят в центр. Соответственно, запрос на выражение позиции регионов в социуме силен и может быть актуализирован достаточно быстро.
4.Либертарианцы. Эти общественные настроения основаны на минимизации роли государства и исходят из тезиса о том о необходимости граждан самим беспокоиться о собственной безопасности. В то же время этот сегмент носителей общественных настроений выступает за минимизацию роли государства в общественной жизни и снижении налогов. Сейчас же, скорее, наблюдается обратный процесс, связанный с усилением роли государства в общественной жизни.
5.Турбо-патриоты. Сторонники решительных действий в рамках СВО и адепты мобилизационной экономики, которую они рассматривают как инструмент выживания России как цивилизации в условиях геополитической конфронтации с Западом и невозможности надежно опираться на поддержку Китая или Индии. Этот сегмент в значительной степени актуализировался с началом СВО и сейчас также присутствует в спектре общественных настроений.
Фокус-группы показывают, что перспективы интеграции этих общественных настроений в существующую партийную систему ограничены, однако ситуация является устоявшейся и значительной динамики в этом вопросе социум не ждет. Партийную систему общественное сознание воспринимает как второстепенный фактор общественно-политической жизни и, чаще всего, склонен не рассматривать партии в качестве центров принятия решений и субъектов самостоятельной политики.
Собственно, этот слой общества часто называют аполитичным, в силу его отстраненности от общественно-политической жизни и неверия в возможность имеющихся политических партий представлять его интересы.
По разным оценкам он составляет около 60-65% граждан. Сама аполитичность как феномен общественного сознания основана не только на отсутствии нужных партий с соответствующими ценностями, но и, чаще всего, на нежелании вовлекаться в политическую жизнь в силу собственного стиля жизни и мышления. Тем не менее, отсутствие внятных выразителей общественных настроений на уровне партий исторически усиливает аполитичность.
Партии по-прежнему являются акторами, которые работают с различными проявлениями общественных настроений, однако их значительный сегмент оказывается не охваченным.
Как показывают общественные замеры наиболее неохваченными являются следующие сегменты.
1.Зеленые, транслирующие экологическую повестку. Формально такая партия есть, однако информированность о ней и ее активности в социуме минимальная. На фокус-группах многие отмечают, что парламентские партии уделяют мало внимания экологической повестке, а запрос на нее значителен, особенно в промышленно развитых городах страны.
2.Традиционалисты. Концепт «традиционные ценности» разделяется значительной частью социума и постепенно из идеологемы превращается в реальную общественную ценность, однако многие говорят о партии, выражающей религиозные ценности и сохранение традиций страны и ее коренного населения. Носителей таких настроений в социуме достаточно много, причем многие из них пассионарны в своей патриархальности и славянофильстве: все партии, как и в случае, с экологической политикой в той или иной степени затрагивают эти вопросы, но комплексного выражения позиция традиционалистов не получает.
3.Партия регионов. Практически на всех фокус-группах в регионах звучит тезис о том, что все ресурсы уходят в центр. Соответственно, запрос на выражение позиции регионов в социуме силен и может быть актуализирован достаточно быстро.
4.Либертарианцы. Эти общественные настроения основаны на минимизации роли государства и исходят из тезиса о том о необходимости граждан самим беспокоиться о собственной безопасности. В то же время этот сегмент носителей общественных настроений выступает за минимизацию роли государства в общественной жизни и снижении налогов. Сейчас же, скорее, наблюдается обратный процесс, связанный с усилением роли государства в общественной жизни.
5.Турбо-патриоты. Сторонники решительных действий в рамках СВО и адепты мобилизационной экономики, которую они рассматривают как инструмент выживания России как цивилизации в условиях геополитической конфронтации с Западом и невозможности надежно опираться на поддержку Китая или Индии. Этот сегмент в значительной степени актуализировался с началом СВО и сейчас также присутствует в спектре общественных настроений.
Фокус-группы показывают, что перспективы интеграции этих общественных настроений в существующую партийную систему ограничены, однако ситуация является устоявшейся и значительной динамики в этом вопросе социум не ждет. Партийную систему общественное сознание воспринимает как второстепенный фактор общественно-политической жизни и, чаще всего, склонен не рассматривать партии в качестве центров принятия решений и субъектов самостоятельной политики.