Россия не Европа – > 47
orig date 2023-10-02 08:31:59
11:40 02-10-2023
Forwarded from ИА REX
Франция изучает потребности Армении в сфере обороны, заявил министр обороны Франции Себастьян Лекорню. По его словам, «президент Эммануэль Макрон лично следит за происходящим, потому что этот вопрос крайне важен для Франции. Он заявил, что абсолютной целью для нас является целостность, суверенитет и защита населения Армении».
Как видим, налицо активная вовлеченность Франции в события в Закавказье. Но это не начало, а продолжение задуманной прежде комбинации. Перед военной операцией Азербайджана в Нагорном Карабахе Макрон, выступая на ежегодной конференции послов, говорил, что готовит новую дипломатическую инициативу по урегулированию армяно-азербайджанских отношений и конфликта вокруг Нагорного Карабаха.
Ранее он также заявлял, что Россия якобы использует армяно-азербайджанский конфликт вокруг Карабаха «для дестабилизации ситуации на Южном Кавказе», тогда как Россия реально содействовала урегулированию и «внесла решающий вклад в подписание трёхстороннего заявления лидеров Азербайджана, Армении и России от 9 ноября 2020 года» и тем самым приняла непосредственное участие в прекращении кровопролития.
Но, похоже, что Париж рассчитывал, как во время кавказской войны августа 2008 года, выступить в роли одного из модераторов в урегулировании отношений между Баку и Ереваном, выставляя как бы блок Париж – Ереван против Москвы – Баку – Анкары. Но его, как и Анкару, к подписанию соглашения не пригласили.
Напомним, что в последние дни этой войны именно Франция добивалась в СБ ООН принятия резолюции о прекращении боевых действий в Карабахе, однако ее заблокировала Великобритания. При этом Париж мирное соглашение 9 ноября 2020 года трактовал как «документ промежуточного значения» и намеревался начать подготовку «нового долгосрочного устойчивого соглашения» при посредничестве Минской группы ОБСЕ.
Тем временем Минская группа загадочным образом перестала существовать. Загадка тут как раз в том, что Баку выступал против того, чтобы в повестке дня группы оставалась проблема статуса Нагорного Карабаха, а премьер-министр Армении Никол Пашинян в своих противоречивых заявлениях по этому вопросу открыто глумился над МГ ОБСЕ. После этого конфликт стал обрастать сложной драматургией.
У Франции в Закавказье свободные руки, так как она не связывает свою энергетическую безопасность с Азербайджаном. Она решила многие вопросы энергетики с Ираном, включая организацию и участие в добыче газа в акватории Персидского залива и в транспортировке газа в сжиженном виде морским путем во Францию, не нуждаясь в южно-кавказских маршрутах. Она намерена обозначить там свои политические интересы в возможном альянсе премьер-министра Армении Никола Пашиняна со своим ставленником президентом Грузии Саломе Зурабишвили с целью обозначения европейской позиции и установления контроля над частью Закавказья с выводом на Иран. Это единственный шанс для ЕС закрепить там свое геополитическое и геоэкономическое влияние.
В таком контексте готовятся и будут проявляться виртуальные инициативы в отношении Нагорного Карабаха, проблемы которого в представлении Парижа «еще не решены». Такая борьба будет иметь длительную перспективу.
Поэтому Франция станет формировать в Закавказье новую геополитическую реальность. Но ей необходимо внешнее отличие от прежних позиций. В связи с этим, может возникнуть ситуация, когда вопрос присутствия НАТО в Закавказье станет менее актуальным, и кроме того, США и Франция приблизят свои позиции по поводу придания международного статуса ненатовским государствам.
Армения, как и Грузия, к такой промежуточной роли вполне подходит. Вот почему Макрон пытается играть роль «дирижера» в развертывании посткарабахской ситуации, берет Армению под свое покровительство, чтобы обозначить в этом регионе противостояние с Азербайджаном и Турцией. А это не урегулирование азербайджано-армянских и армяно-турецких отношений, а новая расстановка сил в Закавказье в преддверии будущих сражений.