Россия не Европа – > 47
orig date 2023-11-01 12:50:36
15:00 01-11-2023
Исходя из этого, Эрдоган стал разыгрывать палестинскую «карту», внешне – направляя «игру» против Израиля на примере войны в Газе, а внутренне – посылая сигналы арабским странам признать именно Турцию главным миротворцем в сложившейся ситуации. Поэтому, когда Эрдоган называет Израиль «военным преступником», он тем самым не только сжигает на определенный период все «мосты» Турции в отношениях с Израилем, но и пытается осложнить возможности тем арабским странам, в частности, Саудовской Аравии, которые стояли на пороге нормализации отношений с Израилем, а сейчас могут вступить с ним в тактический диалог в обход Анкары. Вот почему на митинге в Стамбуле не оказались не только лидеры приглашенных арабских стран, но и их представители.
С одной стороны, это говорит о том, что Израиль не только не отказался от своих антииранских планов, но будет их реализовать даже в условиях нынешнего ближневосточного конфликта. Тесное сотрудничество именно с азербайджанской компанией яснее всего говорит об этом: в таких делах на первом месте стоят не только и не столько коммерческие, сколько геополитические соображения. С другой стороны, несмотря на все грозные выкрики Эрдогана в сторону Израиля, уже вполне очевидно, что Анкара при помощи Баку прорабатывает «Вариант “Б”»: возможность в обозримой перспективе нормализации и даже возобновления сотрудничества.
Несомненно, при этом Турция стремится стать главным посредником между Израилем и арабским миром, именно поэтому она, с одной стороны, стремится изолировать любые израильско-арабские контакты в обход Турции, а с другой – зациклить на себя арабский мир, став, как во времена Османской империи, духовным и политическим лидером всех ближневосточных суннитов. Одновременно Анкара не прочь в перспективе переключить негативную энергию арабских стран на Иран. Однако в конечном итоге главной целью Анкары является контроль над ближневосточными мусульманами-суннитами: только она в идеале должна определять друзей и врагов арабского Востока, и только она должна представлять их интересы на международной арене. Сама по себе цель масштабная и способна сделать Турцию великой державой. Однако при одновременной реализации ближневосточного и тюркского проектов существует опасность подрыва турецких сил: слишком непосильную ношу взвалил на себя Эрдоган. Поэтому логичнее было бы реализовать тюркский проект, а потом уже взяться за неоосманский. Проблема только в том, что турецкий лидер ждать другого подходящего момента не собирается, ведь сама международная обстановка сегодня подталкивает его к активности.