Россия не Европа – > 47
orig date 2023-11-01 15:22:04
17:20 01-11-2023
Урсула фон дер Ляйен, президент Европейской комиссии, пришла к власти в 2019 году, заявив, что хочет возглавить «геополитическую комиссию». Большинство из нас восприняли это как означает, что ЕС способен от имени своих 450 миллионов граждан ориентироваться в мире опасно растущего геополитического соперничества. И до нескольких месяцев. назад казалось, что геополитическая Европа уже не за горами.
Именно тогда все начало идти не так. Из Западной Африки Европа, представленная по существу Францией, была изгнана. Череда военных переворотов в сочетании с развалом государственного управления, разрушительными последствиями климатического кризиса, отсутствием продовольственной безопасности и ростом внешней миграции — все это указывает на массовый провал европейской политики.
Лидеры ЕС переключили свой взор на Северную Африку, где в июле этого года было подписано соглашение о выплате денег за мигрантов, которое фактически купило услуги Туниса в качестве привратника, не позволяя мигрантам пересекать границу. Как и можно было предсказать, тунисский диктатор Кайс Саид позже отказался от сделки, желая получить свои деньги без каких-либо условий.
На западных Балканах ситуация – пока – не такая ужасная, но, несмотря на возрождение перспективы членства в ЕС для стран-кандидатов, между Сербией и Косово вспыхнуло насилие. И снова ЕС оказался беспомощен в том, чтобы остановить это, не говоря уже о том, чтобы добиться дипломатического соглашения между Белградом и Приштиной.
Полная степень крушения амбиций «геополитической Европы» стала очевидна после возобновления войны на Ближнем Востоке. Европа, как и США и монархии Персидского залива, поверила циничной израильской версии о том, что разрешение израильско-палестинского конфликта можно обойти. Подавляющая сила Израиля и подчинение палестинцев, наряду с устранением палестинского вопроса из регионального уравнения посредством нормализации связей Израиля с арабским миром, были частью стратегии. Это подразумевало признание того, что стабильность на Ближнем Востоке возможна без разрешения израильско-палестинского конфликта.
Трагические события в регионе, произошедшие после 7 октября, жестоко обнажили противоречия Европы. Раздавалась ошеломляющая какофония голосов: от приостановки, а затем восстановления помощи ЕС палестинцам до двусмысленных заявлений о необходимости защиты Израиля в рамках международного гуманитарного права.
Когда казалось, что подход Европы достиг дна, ЕС продолжал копать. Главы правительств спорили о том, следует ли призывать к гуманитарной паузе в бомбардировках Газы или к прекращению огня, и в конечном итоге пришли к гораздо более слабой первой формулировке. Но чернила на этом соглашении в Европейском совете едва высохли, когда 27 стран ЕС разделились на три части на Генеральной ассамблее Организации Объединенных Наций: восемь проголосовали за, 15 воздержались и четыре проголосовали против иорданской резолюции, призывающей к перемирию и уважению международное гуманитарное право.
И хотя последствия разногласий пока носят внутренний характер, ситуация может измениться, если враждебность сохранится, а борьба за внутренний консенсус истощит энергию для конструктивных действий в других местах, в том числе в Украине.
Europe's chaotic response to the Israel-Hamas war reveals how weak it is – to its enemies' delight | Nathalie Tocci – the Guardian
A united EU could have helped de-escalate the conflict. Instead, its divisions are working to Russia and China’s advantage, says Guardian columnist Nathalie Tocci