Ernest Vardanean – > 30
orig date 2023-11-09 15:45:39
18:00 09-11-2023
Forwarded from GevorgVirats
Порт Чабахар способен стать одним из ключевых для европейской торговли не только с Индией, но и со странами Залива — все эти страны сейчас постепенно налаживают с Ираном свои отношения. Армения — консенсусное звено, которое, с одной стороны, приемлемо в качестве партнера для стран Европы, а с другой — приемлемо в качестве посредника и для Ирана. По этой причине, и по некоторым другим, Иран готов допустить, чтобы именно Армения стала одним из операторов порта Чабахар.
При гарантированной безопасности Грузии, данный проект имеет огромные перспективы.
Перспективы огромных доходов — одна из важных причин, почему российские власти лоббируют проект "Зангезурского коридора" под российским контролем: перерезав армянскую границу с Ираном, они могли бы обеспечить отсутствие прямой связи между Ираном и Арменией. В таком случае, Армения не смогла бы занять роль межконтинентального хаба — и эту роль принял бы на себя Азербайджан, который тотально зависел бы уже не от Армении, а от России. Учитывая сохраняющееся влияние России и на Грузию, Азербайджан оказался бы попросту отрезанным от внешнего мира.
Однако, целый ряд факторов обеспечил снижение российской угрозы региону. Западная поддержка территориальной целостности Армении не позволила российским войскам осуществить их план по захвату Сюника руками Азербайджана, а нынешний вывод российских войск из Арцаха означает, что шансы России на обретение контроля над "Зангезурским коридором" снижаются еще больше. В связи с этим, всё еще остаются риски попыток России осуществления внутренней дестабилизации в Армении, а также попыток Турции и Азербайджана получить "коридор" по территории Армении уже под свой собственный контроль. И если внутренние риски Армении — это вопросы армянской внутренней национальной безопасности, которые не грозят собственно России ничем, кроме ускоренного "вылета" из Южного Кавказа, то риски атаки на Армению извне в нынешних условиях могут обернуться невероятно высокими потерями, далеко не только финансовыми, как для самого Азербайджана, так и для Турции.
Прагматичная позиция России, в данном случае, подразумевала бы попытку "встроиться" намечающиеся проекты, а не доминирования в них — но так как мы имеем дело с террористическим ОПГ с гипертрофированным самомнением, то следует ожидать максимального саботажа данных проектов по всем направлениям, как в Грузии, так в Армении и в Азербайджане.