Ernest Vardanean – > 30
orig date 2023-11-10 18:37:03
20:40 10-11-2023
Forwarded from GevorgVirats
Вообще, наблюдать за миграционными паттернами очень интересно — а также за тем, кто из переехавших занимает какие ниши в новом обществе.
Например, в Грузии среди работников служб доставки довольно высокое количество азербайджанцев из Марнеули и окрестностей. Кто на автомобиле, кто на скутере — берут заказы, ездят, зарабатывают. Без азербайджанцев эту нишу заняли бы мигранты, а так — работают граждане Грузии, что способствует интеграции азербайджанского населения в более широкое общество Грузии. Это однозначно очень хорошо, как для азербайджанцев, так и для Грузии.
В Армении в этой сфере занято немало индийцев. Они часто совсем не знают армянского языка, но, в отличие от россиян, постепенно учатся — и тоже работают без устали. Индийская миграция принесла Армении ничуть не меньше бенефитов, чем российско-релокантская, но она, почему-то, пока не удостоилась такой обширной прессы.
Семьдесят тысяч индийских мигратнов сейчас — это, как минимум, сто пятьдесят тысяч, а то и больше, индийцев через пять лет. И это тоже однозначно очень хорошо, но — есть одно но.
Перед армянским обществом стоит задача интеграции этих людей. Большей интеграции, нежели просто дать людям возможность жить в Армении и зарабатывать.
Если захотеть, то эти люди могут стать органичной частью общества Армении не только в экономическом смысле, но и в культурном, в общественном и идейно-религиозном.
Мне интересно, задумывался ли кто-нибудь о возможности смычки армянского христианства и индуистских и мусульманских верований индийцев? Не в плане того, чтобы обращать индуистов или мусульман в армянское христианство — это было бы совершенно неправильным, а в том смысле, чтобы найти общий базис между индийскими верованиями и христианством, и сделать этот общий базис неким "расширенным армянством", вступление в которое совершенно не подразумевало бы перехода в армянскую веру.
Между тем, этот потенциал — огромный потенциал — в армянской традиции есть. Армения могла бы стать серьезнейшим мировым религиозным центром, который привлекал бы к себе людей самых разных традиций и вероисповеданий. Это не про туризм, не про деньги — это про то, что люди не из Армении сами, добровольно могли бы продвигать армянские ценности и мировоззрение не только внутри Армении, но и далеко за ее пределами.
Что для этого нужно? Для начала — вообще задумываться над этими вопросами. И делать это не с позиций превосходства, не с позиций крови, а с позиций ценностей и видения мира будущего.
Я был бы рад серьезной дискуссии на эту тему с людьми, которые задавались такими вопросами.
Ну а о том, что по всей Армении еще вчера нужны были государственные центры изучения армянского языка, я даже не говорю.