Темы. Главное (ГлавМедиа) – > 107
orig date 2024-10-07 09:45:27
13:00 07-10-2024
Forwarded from The Гращенков
России для сохранения численности населения на уровне 146 млн человек нужно привлекать до 1,1 млн мигрантов каждый год до конца века при неблагоприятном сценарии. При благоприятном демографическом развитии сохранить уровень можно будет даже при убыли мигрантов, посчитали демографы НИУ ВШЭ. Они смоделировали три сценария с разными показателями рождаемости, продолжительности жизни и оттока населения. Ни в одном из них не предвидится значительный рост населения без миграционного притока.
По самому оптимистичному сценарию, если средняя рождаемость на одну женщину составит до 2,5 ребенка, а продолжительность жизни к 2100 году для женщин вырастет до 90,5 года, мужчин — 85,7 года, то миграционный прирост составит до 430 000 человек каждый ежегодно. При благоприятном развитии даже при миграционной убыли с середины 2030-х годов Россия сможет иметь сохранить численность населения на уровне 146 млн человек, а компенсаторная миграция потребуется только до 2036 года. Худший, вариант предполагает рождаемость 1,4 ребенка на одну женщину с 2023 по 2100 годы, продолжительность жизни у женщин — 83,6 года, у мужчин — 74,9 года. В этом случае миграционный прирост в год составит в среднем не менее 100 тыс. человек с сокращением до 60 тыс. к концу прогнозного периода. Для сохранения численности в негативном сценарии потребует ежегодно привлекать до 1,1 млн мигрантов.
Что касается насыщения рынка труда. Согласно оценкам Правительства РФ, российской экономике на фоне текущих демографических трендов потребуется дополнительно 2 млн работников к 2030 году, так как нехватка рабочих кадров достигнет 4 млн. человек. Согласно приведенным оценкам, дефицит сильнее всего отразится на обрабатывающей промышленности, транспорте и торговле. Лишь в сфере с/х можно добиться незначительного профицита рабочей силы, если в опережающем порядке принять меры по цифровизации и повышению производительности труда. Т.е. – роботизации. Увы, но в ситуации наложенный санкций, производить роботизацию не так просто, как раньше. Китай в этом не очень-то помогает, а серый импорт порождает многочисленные финансовые риски.
Говоря о регионах, тут каждый выбирает свою стратегию. Первая – промигрантская, в основе которой – понимание важности привлечения иностранных работников. Такой концепт уже стал вполне рабочим в Ярославской области, где фактически создана система рекрутинга иностранцев. Вторая стратегия – выжидательная. Ее можно наблюдать, например, в Воронежской области. Глава региона Александр Гусев публично артикулировал беспокойство в связи с нарастающим дефицитом рабочей силы на местных предприятиях. Третья стратегия – запретительная. Так, глава Калужской области Владислав Шапша недавно выдвинул предложение о подготовке проектов новых ограничений для иностранных граждан. Четвертая стратегия – адаптационная. Фактически ее активно продвигает губернатор Тамбовской области Максим Егоров. Речь идет о собственной региональной программе по привлечению в область квалифицированных работников из числа зарубежных соотечественников.
Таким образом, при негативном тренде – оттоке мигрантов (раз уезжают сами, тут не надо радоваться), проблема с демографией и рынком труда вновь ложиться на регионы. Проблема с роботизацией – на ГК и правительство. Проблема демографии становится предметом обсуждения и спекуляций всех подряд. Так что проблема начала ощутимо политизироваться и довольно некстати.