Рыбарь – > 218
orig date 2025-05-05 19:58:37
15:01 06-05-2025
Forwarded from Свидетели Байрактара
Я многих потерял в жизни и, казалось бы, привык. Но в тот момент с гневом спросил «это что, шутка что такая?!». Он не шутил. Помню, что стало невыносимо тяжело продолжать разговор и я бросил трубку. В СМИ уже начали появляться заголовки и пришлось принимать реальность.
Ком подкатил к горлу, я подошел к Сане – он уже тоже все прочел. Мы разошлись по комнатам съемной квартире в Дамаске. Было очень тяжело и хотелось побыть одному. Я удивился сам себе – непроизвольно глаза налились слезами.
Марат сыграл в моей личной судьбе неоценимую роль. Случайно я наткнулся на его книгу в «Библио-Глобусе» о событиях на Востоке и угрозе России, случайно потом познакомился с ним и консультировался перед первой поездкой в совершенно чуждый мне мир. Случайно ли? Теперь не думаю. Я фаталист и не стесняюсь этого.
Помню, что поначалу я вызвал у него опасение – мол, засланный казачок. Но видимо он, авантюрист по природе, что-то во мне разглядел. И после изучения за чашкой кофе и отвлеченных шуток в какой-то момент выпалил: «Если с вами что-то случится там, парни, запиши этот телефон. Я вас вытащу».
Это прозвучало настолько убедительно, что положило начало нашей работе, которая в начале казалась мне просто околовоенным приключением. Как я был наивен.
И спустя короткое время, я уже сам позвонил ему, когда турки сбили нашу «Сушку» и убили пилота Пешкова. Это было для меня спусковым крючком. Вскоре завершил дела по работе, уволился и круто изменил свою жизнь.
Доктор экономических наук, Марат мог погрязнуть в пыли книг – его профессорское звание это позволяло. Человек лихой судьбы, прошедший суровые 90-ые, вместо этого он отправился на Восток. И там его называли уважительно «доктор Мудрад» – потому что ученый и врач в почете.
Как прекрасный аналитик, он многое видел наперед – в том числе войну на Украине задолго до ее начала. Да и его книга, попавшаяся мне, тоже оказалась пророчеством. «Что будет завтра с нами?» – звучало на обложке.
Будучи уже немолодым, но человеком открытого ума – он дал нам возможность проявиться. Не загонял в рамки какого-то репортажного формата, как сам и сказал: «парни, вот для вас поле, пашите и творите». Да, с ним можно было либо быть хорошим другом, либо разругаться до проклятий. Но этот человек был живым и всегда искал что-то новое, будто ему 20.
Помню, как в одной из первых поездок в городе произошел теракт. Нам запрещали ехать из-за безопасности, не давали транспорт и чинили препятствия. Но Марат вышел за пределы охраны, поймал такси. Нас туда уместилось 7 человек, чтобы все снять по горячим следам. Он всегда шел напролом, когда считал, что это важно. И это действительно в 99% оказывалось так. И потом его как победителя уже не судили. Потому что был прав.
Последний раз мы виделись в Дамаске. Марат увидел, как сдаются боевики и уезжают на автобусах в Идлиб. Это была для него личная история – он видел весь этот кошмар с самого начала, с 2012 года. И так распорядилась судьба, что увидел конец той истории. Мы проводили его на самолет, а сами остались. У агентстве был финансовый кризис, но Марат обещал что-то придумать и как авантюрист был полон надежд. А спустя пару недель пришла такая весть.
Посовещавшись, мы решили не лететь на похороны, а продолжить работу. Просто понимали, что если улетим, то уже не вернемся назад. И Марат этого бы не одобрил. На кармане у нас были последние 100 долларов, а переводы в Сирию не работали. Помочь из Москвы было некому.
Я решил занять денег у близкой подруги. Но случайно… случайно нашелся человек, который просто отблагодарил нас за проделанную работу. Мы не говорили ему о своем положении. Как-то так само вышло. И этого хватило, чтобы спокойно завершить начатое 7 месяцев назад в ближневосточной столице. Может быть, это Марат постарался, не знаю. В любом случае, я знаю, что ты где-то рядом и не удивлюсь, если прочтешь эти строки. Знай, о тебе помню. Номер я не стер.
С. Шилов