Военный обозреватель – > 80
orig date 2025-05-08 17:57:10
21:00 08-05-2025
Forwarded from Евразия.Эксперт
Мы ожидаем, что Латвия, Литва, Эстония будут использовать казуистику, инсценировку, когда у ангажированных так называемых краеведов – потому что это не специалисты, а люди, которые выполняют политический заказ – будет заказана экспертиза. И они подготовят ложную экспертизу, где написано, что там-то, там-то захоронение не найдено. И тогда такие объекты выпадают из двусторонних соглашений, которые регулируют отношение к этим местам, выпадают из корпуса национального законодательства. Их можно сносить, разрывать, застраивать торговыми центрами, ЖК, да чем угодно.
Это, по сути, последний рубеж мемориального присутствия темы Победы там. Потому что памятники снесли, от культовых для нас мест они избавились, осталось одно – военные кладбища, братские могилы. И ожидания, что они остановятся на этом пути, нет. Потому что эта генеральная линия оформлена давно, ее истоки можно найти в моменте формирования новой постсоветской исторической политики. Это поздние перестроечные годы, когда в Прибалтику массово повалила вся политическая эмиграция: потомки бывших эсэсовцев, их внуки, сами эсэсовцы, кто был еще жив. Им было отдано на откуп это пространство тонкой материи – историческая память, политика ценностей.
Они с Манхэттена, латиноамериканских стран, из Канады, Австралии привезли этот пакет антиценностей, привезли новых героев взамен советских: лесные братья, нацистские палачи, Герберт Цукер, в отношении которого латвийская прокуратура как раз на днях закрыла делопроизводство и досудебное расследование, из-за чего, кстати, снова поссорилась с еврейскими организациями.
Это пространство, где прибалты не находят полного понимания. В ранние годы они пытались как-то камуфлировать активность, которая касалась парадов «Ваффен-СС». Все официальные лица, которые должны были быть на этих шествиях по их идеологическим установкам – «Национальное объединение» в Латвии, правые в Эстонии, которые присутствовали на слетах ветеранов СС, – неожиданно оказывались в заграничных командировках. Потом это ушло. Ушло задолго до 2014 г., но если мы разберем генезис этого вопроса, то тогда присутствовала если не совесть, не смущение, но понимание, что политически это может навредить для дальнейшей карьеры в европейских органах, еврейские организации скажут свое «фи», а сейчас этого нет и в помине. Руки развязаны, они делают все, что их антироссийскому сознанию угодно.
Поэтому они дойдут до финальной точки: полного исчезновения на этих территориях, в их юрисдикциях, которые есть, пока эти страны существуют, какого-то мемориального наследия Великой Победы и в целом нашего присутствия. Они вышли давно за 1940 г., как пример – произошедшее с памятником Пушкину, памятником Барклаю де Толли. Советским периодом они не ограничатся. Они идут в глубину исторических веков и смотрят на присутствие там Российской Империи и мемориальное наследие этого присутствия. Инструментов этому помешать у нас в настоящее время нет.
Если нет мемориального наследия, если нет информации о Победе, – а они закрывают доступ этой информации, наши СМИ не могут там работать, – то люди находятся в вакууме. Если нет общественно-политических практик, как тот же «Бессмертный полк», памятные концерты, то люди рано или поздно забывают. Школьные учебники переписаны, и мы в них оккупанты, советский период – это оккупация. Каких-то публичных памятных акций там не проводится, такое муниципалитет не согласует никогда. Остается исключительно уровень семьи.
Материал подготовлен в рамках заседания Клуба главных редакторов СМИ стран СНГ, проведенного при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ.