Караульный Z – > 207
orig date 2025-05-12 10:14:17
13:20 12-05-2025
Forwarded from МИР Z
В качестве примера можно взять «павловскую» денежную реформу 1991 года, к которой покойный Геращенко имел самое прямое отношение. Дано: в стране дефицит, в магазинах пустые полки и страшные очереди примерно за всем. Чем вызван дефицит? Тем, что на руках населения денег сильно больше, чем товаров, которые на них можно купить. По идеи, если каким-то хитрым образом часть денег у населения изъять, то дефицит уменьшится.
И тут в головах у советского руководства появляется план, надежный как швейцарские часы. А давайте проведем обмен старых купюр номиналом 50 и 100 рублей на новые. Причем устроим реформу без объявления войны, на обмен дадим всего три дня, а менять позволим не больше 1000 рублей. Кто не успел, тот сам виноват. Проблемка заключается в том, что никто не стоял за колбасой по 2.20 (не более одной палки в руки) со сторублевками. Эти денежная масса и так не участвовала в обороте, а использовалась для долгосрочных сбережений. Напротив, реформа вернула эти купюры в оборот: кто-то успел что-то на эти 100 и 50-рублевки купить, кто-то успел поменять. Однако эта простая мысль не пришла в голову ни вице-президенту Павлову, ни президенту Горбачеву, ни главе центробанка Геращенко.
В итоге цель и близко не достигнута (и не могла быть достигнута), дефицит только усилился, доверие к финансовой и политической системе страны оказалось подорвано и впоследствии это аукнулось уже через несколько месяцев. Как известно, 1991 год СССР не пережил. Та денежная реформа – это не просто преступления, это ошибка. А в 1998 году ЦБ РФ возглавил уже совсем другой Геращенко, который за прошедшее время смог разобраться как работает рыночная экономика и, соответственно, мог принимать квалифицированные и адекватные решения.
Возвращаясь к недавнему юбилею Победы, у экономистов и реформаторов начала 90-х есть что-то общее с советскими командирами 1941 года. Лихие кавалерийские атаки в духе гражданской войны в 1941 году уже не работали и тот же Буденный, безусловно талантливый командир, во время Великой Отечественной проявил себя посредственно. Потому что был уже слишком стар, чтобы научиться воевать по-новому. А тем, кто мог научиться – Жукову, Рокоссовскому, Коневу и т.д. для этого нужно было время и набить некоторое количество «шишек». Катастрофических для страны «шишек». Но по-другому опыт не получишь.