Кремлёвский безБашенник – > 235
orig date 2025-05-20 14:39:20
17:41 20-05-2025
Forwarded from НЕЗЫГАРЬ
Конституция- это единственный институт, который формально отражает конструкцию политического режима; но проблема- Конституция стала антагонистом политической практики режима. У многих существует запрос ее поменять. «Конституция превратилась в ненужную вещь,на которую никто давно не обращает внимание. Нет ничего странного, что Конституция вызывает желание ее отменить и переписать. Слишком значимый разрыв между декларацией основного закона и практикой», считает эксперт- юрист конституционного права.
Но сама смена Конституции- это маркер турбулентности политической конструкции, чего политический режим принять не может, утверждает столичный политтехнолог.
Вице-спикер Госдумы Пётр Толстой заявил, что «мировые практики» в российском законодательстве не прижились, и в будущем страну могут ждать куда более масштабные поправки, чем в 2020 году. Он анонсировал новую волну конституционных изменений. Депутат ЛДПР Ярослав Нилов тут же поддержал идею, сравнив Конституцию с «живым организмом», который можно и нужно менять.
За инициативой Толстого стоят Малофеев и правые радикалы, утверждает один из политологов.
Идея переписать Основной закон стало модной в отдельных кругах на фоне активной работы по выстраиванию государственной идеологии. Хотя социология фиксирует скепсис россиян к частым изменениям Конституции — для многих она остаётся «каноническим» документом, — массового недовольства ждать не стоит. Если на самом верху примут решение — значит, поправки будут.
Наиболее ревностные адепты требуют отмены статьи 13 Конституции, где говорится о запрете устанавливать государственную идеологию. В 2020 году эту статью не тронули, поскольку приоритетом тогда было обнуление президентских сроков. Сейчас же, по словам источника, климат меняется: в повестку возвращаются «традиционные ценности», историческая память, патриотизм и духовность.
Уже обсуждается идея включения в Конституцию понятий вроде «коллективизма», «приоритета духовного над материальным», «служения Отечеству» и «многодетности». После окончания СВО может появиться и статья о «священности» этой войны — наряду с Великой Отечественной. Это может стать политическим жестом в адрес участников боевых действий.
Слово «Бог», «брак как союз мужчины и женщины», «защита исторической памяти» — всё это уже появилось в Конституции в 2020 году. Пётр Толстой теперь говорит, что этого может оказаться недостаточно.
Сам Кремль пока не готов к новой конституционной реформе. Есть мнение, что нужна новая Конституция, но сформулировать ее невозможно без понимания конструкции будущего политического режима. А такого консенсуса нет.
Два важных для Кремля конституционалистов Клишас и Крашенинников раскритиковали инициативу Петра Толстого.