Россия не Европа – > 47
orig date 2023-11-04 10:50:41
13:00 04-11-2023
1/2
Отношение российской элиты к Турции и её лидеру носит несколько иррациональный характер. Иначе трудно объяснить, почему Турция, вытесняющая нас из постсоветского пространства, поставляющая оружие Украине, являющаяся верным союзником НАТО, воспринимается у нас как стратегический партнёр, а Эрдоган считается нашим другом, который «хвостом не виляет».
Здесь можно выделить несколько факторов.
Первый – экономический. Российская элита рассчитывает при посредничестве Турции продолжать продавать энергоносители в Европу, поставлять их туркам, а также осуществить рад крупных совместных российско-турецких проектов. Однако «турецкий хаб» превращается из средства посредничества в средство давления Турции на Россию. Анкара всё активнее использует среднеазиатские энергоносители, откровенно заявляя: «Когда-то зависимость от газа из РФ у нас была 60%, сейчас – 36-37%. И мы хотим продолжать снижать её. У нас будут новые источники газа из Каспия, Восточного Средиземноморья, из Ирака. На протяжении последних 30 лет мы проводим политику диверсификации». Не менее призрачными часто являются и надежды на реализацию крупных проектов. Так, в сфере атомной энергетики вскоре будет достигнуто соглашение Турции с Китаем о строительстве новой АЭС, соответственно, Анкара ответит отказом РФ, которая претендовала на получение этого проекта. Отказ является тем более неприятным, что «Росатом» получил от Анкары только один заказ на строительство АЭС, в то время как Турция планирует строить вторую и третью, выбирая себе других партнёров. Таким образом, надежда на заинтересованность Турции в экономическом партнёрстве с Россией и ведущую роль Москвы на этом поле воплощается в действительность с точностью до наоборот: турки будут заинтересованы в выгодных для них контрактах, которые станут средством давления на Россию. И как он это прекрасно умеет делать, Эрдоган будет одновременно получать экономическую выгоду и геополитические уступки с нашей стороны.
Второй – психологический, связан с восхищенно-положительным отношением российской элиты к Эрдогану. Эксперты выдвигают интересную версию: «если ультраправые видят в Турции недостижимый в левой России Империум, то российское руководство может видеть в Эрдогане Сталина как идеал авторитарного правителя, что, сообразно психологии стаи, распространенной у "нового дворянства", влечет подчинение». Рационально объяснить увлечение нашей элиты Эрдоганом трудно. Он действительно сильный и харизматичный лидер, особенно на фоне «шольцов» и «макронов», но само по себе это не делает его сторонником нашей страны, скорее наоборот. Он упорно и успешно продвигает проект «Великого Турана», который в окончательном виде объективно предполагает вытеснение России не только из постсоветского пространства, но и из собственно российских регионов с тюркско-мусульманским населением, ведь иначе нельзя объединить тюркские народы под эгидой Турции.
Третий – условно можно назвать «идеологическим». Похоже, внутри значительной части элиты и экспертов существует ложное убеждение, что «Мир сейчас разделён на две партии. Первая это правые консерваторы. Они выступают за сохранение семейных ценностей, против миграции, против зеленой повести, против бургеров из жуков, трансгендеров и отмены культуры… Вторая группа – это левые социалисты, которые поддерживают лишь одно: отобрать, поделить, уравнять». Эрдогана, естественно, относят к первой партии, и сама российская элита позиционирует себя как консерваторов. Отсюда же ожидание «второго пришествия» Трампа в США, что должно обеспечить торжество «консервативных ценностей». На самом деле, мир гораздо сложнее и включает в себя ряд цивилизаций, которые часто враждебны друг другу.