Ernest Vardanean – > 30
orig date 2024-02-26 21:19:06
23:20 26-02-2024
По мнению исследователей темы Сумгаита, фактическим застрельщиком погромов стал не кто-нибудь, а главный военный прокурор СССР Александр Катусев, который находился в те дни в Баку и, выступив 27 февраля по республиканскому телевидению и радио, огласил фамилии двух погибших в Аскеране людей. Они были азербайджанцами, но товарищ прокурор не потрудился изложить детали, о которых обязан был знать по долгу службы.
Получается, что описанная в журнале «Аврора» ситуация была известна журналистам, но не известна прокуратуре. Или же Катусев всё знал, но не счел нужным объяснить азербайджанской аудитории.
Так или иначе, фитиль был подожжен.
В воспоминаниях очевидцев – точнее, чудом выживших в бойне людей – важное место занимают их рассказы о том, насколько тщательно готовились акты насилия в отношении армян.
Сумгаит был городом многочисленных заводов и фабрик. Было там и производство металлоизделий. Вот на таких заводах рабочие, включая армян, в феврале 1988 года вдруг получили срочные заказы на заготовку арматур одинаковой длины и с заточкой. Делались также топоры и ножи. По иронии судьбы, некоторые армяне своими руками делали то, что потом обрушилось на их тела и головы. Иные жители видели свои заготовки в кузовах автомобилей, на которых орудия погромов подвозились в жилые кварталы, где квартиры армян подвергались опустошению, а их обитатели – избиению и убийству.
«В дни сложной ситуации в цехе завода (трубопрокатного) имело место изготовление топоров, ножей и других предметов, которые могли быть использованы хулиганствующими элементами», – писала 13 мая 1988 года газета «Коммунист Сумгаита» о днях, предшествовавших погромам. К «хулиганствующим элементам» мы еще вернемся, но само сообщение, конечно, служит бесценным подтверждением подготовки сумгаитской резни.
Точно так же во дворы заезжали бензовозы и разливали «желающим» горючее – было много случаев поджигания тел убитых армян или их сжигания заживо. А еще подвозились камни и булыжники, которыми забивали людей насмерть и заваливали дороги, ведущие в город и из города. Таким способом погромщики блокировали Сумгаит, чтобы не выпустить армян или, наоборот, при проверке взъезжающего транспорта отыскать ни в чем не подозревающих армян и «наказать» их.
Другой важнейший пункт – составление списков квартир, в которых проживали армяне. Выжившие люди вспоминали, что за несколько дней или недель до описываемых событий их вызывали в отделы кадров предприятий и учреждений, где они работали, якобы для уточнения личных данных с целью проведения переписи населения.
В некоторых случаях от горкома партии в ЖЭК приходила разнарядка – составить списки армян. Они было немало удивлены, когда узнавали, что в отношении их соседей и коллег азербайджанской национальности ничего подобного не происходило. В результате погромы происходили «точечно»: толпа в несколько сот человек ходила по жилым массивам и заходила только в те квартиры, в которых проживали армяне, – у них на руках были списки.
Выжившие армяне рассказывали, что им было предписано оставаться дома в те дни, хотя их коллеги-азербайджанцы выходили на работу. Или же их отправляли домой, если они (армяне) уже были на работе. Речь, очевидно, шла о режимных объектах и предприятиях с непрерывным производственным процессом, где работа шла и в выходные дни, ведь 27-28 февраля 1988 года – это суббота и воскресенье.
Так вот, армянам было предписано оставаться дома, и когда начались погромы, испуганные люди звонили в милицию или в горком партии, а им отвечали неизменное: «Оставайтесь дома, вам помогут». И дальше телефоны отключались (в некоторых случаях они сразу были отключены), а буквально через несколько минут в квартиры врывались погромщики…
Продолжение следует ⬇️