Ernest Vardanean – > 30
orig date 2024-02-26 21:40:48
На фото: среди погромщиков в Сумгаите были местные сотрудники милиции.
«Еще предстоит выяснять, как получилось, что 28 и 29 февраля многие телефоны в городе отключились, кто ответит за успокаивающие советы: «Сидите дома», в то время как людей нужно было срочно эвакуировать. Одно очевидно: бездействие тех, от кого были вправе ждать защиты, поощрило толпу. Поощрило на убийства и изнасилования, на разгром 200 квартир, 50 магазинов и киосков, поджог 20 автомашин», – писал в мае 1988 года корреспондент газеты «Московские новости» Виктор Лошак.
Эти и другие воспоминания очевидцев чудовищного злодеяния можно прочитать в брошюре «Сумгаит… Геноцид… Гласность?», изданной в Ереване в 1989 году на основании многочисленных показаний выживших армян. В этом и в других источниках, которые мне довелось изучить при подготовке материала, были и свидетельства того, как быстро и тщательно заметались следы преступлений.
Например, уже на следующий день после погромов ответственный работник ЦК КП Азербайджана был занят тем, что уничтожал все свидетельства преступления.
«… Было распоряжение представителя ЦК КП Азербайджана Ганифаева сжечь и засыпать землей все разгромленные вещи. Так и сделали, причем очень оперативно. На следующее утро из горисполкома в 41а квартал прислали ремонтно-строительные части, и те убрали трупы и всё разрушенное…», – говорится в материалах уголовного дела.
Газета «Коммунист Сумгаита» писала 4 марта 1988 года: «Создана правительственная комиссия во главе с председателем Совета Министров Азербайджанской ССР Г.Н.Сеидовым. Решаются все вопросы, связанные с… ремонтом жилых и общественных зданий…».
За сухими строками стояла не менее циничная, чем подготовка погрома, «работа» по сокрытию его последствий. Была смыта кровь и следы погромов во дворах, на улицах; сжигалась и засыпалась землей на свалке разбитая мебель и личные вещи убитых армян, ремонтировались разгромленные квартиры. В них потом въезжали счастливые «новоселы» из числа азербайджанцев.